Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии в организациях ТиПО на период пандемии

1Учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме: 

Подготовка учебно-методических материалов + Проведение онлайн занятия + Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме + Контроль успеваемости обучающихся.

  • Подготовка учебно-методических материалов

Учебно-методический материал состоит из теоретической и практической части.

Теоретическая часть может включает в себя:

  • конспект лекций;
  • презентации;
  • учебное пособие;
  • электронный учебник, видеоурок;
  • дополнительные источники информации и т.п.

Практическая часть может включает в себя:

  • задания;
  • упражнения (тренинги);
  • рефераты и т.п.
  • Онлайн занятия (вебинары)

Онлайн занятия – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого занятия), консультационную (режим чата) и контролирующую (режим опроса).

Онлайн занятия обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими формами занятий:

  • преподаватель может использовать различные средства обучения: презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое;
  • сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами; 
  • преподаватель может вести онлайн занятие из любого удобного для него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы;
  • преподаватель имеет доступ к записи онлайн занятия, которую может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом. Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с записью онлайн занятия в архиве образовательной платформы.

Онлайн занятия проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.). Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет и установлена программа WhatsApp.

Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем.

Приглашения на онлайн занятия в системе ZOOM, с указанием времени проведения, студенты получают через свой личный кабинет в системе электронных журналов «SOVA». Приглашения содержат в себе ссылку на онлайн занятия.

При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, видеоуроки и другие учебные материалы, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.

 

Порядок проведения онлайн занятия:

1 шаг. Составление план онлайн занятия.

План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты в конце занятия получили определенные навыки. Мотивировать студентов на переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания.

2 шаг. Техническая организация онлайн занятия.

Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и участвовать на онлайн занятии.

3 шаг. Подготовка внешнего вида.

При подготовке внешнего вида учтите две рекомендации:

  • веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;
  • как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего.

Лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа. Остальные части гардероба менее важны.

4 шаг. Подготовка учебного материала для онлайн занятия.

При подготовке презентации для онлайн занятия учтите следующие особенности:

  • старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте шрифты меньше 16);
  • не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех минут;
  • смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию;
  • нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и наглядно;
  • на презентациях для вебинара допускается большее количество текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;
  • старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и изображения.

Видео урок составляется в соответствии со следующими требованиями:

  • постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты);
  • объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах ф.и.о. педагога);
  • учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания);
  • рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов);
  • дополнительные цифровые ресурсы по теме (на экране крупным шрифтом 1-2 цор с обязательным комментарием педагога по их использованию);
  • ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами.

5 шаг. Проведение онлайн занятия.

Основное содержание онлайн занятия включает:

  • вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных студентов, оглашение правил проведения занятия);
  • презентация учебного материала;
  • вопросы-ответы.

6 шаг. Закрепление изученного материала.

Все материалы размещаются на платформе онлайн ресурса и прикрепляются к каждой теме, доступны для скачивания и просмотра в любое время.

  • Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме

 

Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме (СРС) проводится под руководством преподавателя с помощью онлайн ресурса (например, Google Classroom, PLATONUS, SOVA и др.), включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины/модуля.

Обучающийся выполняет задания по СРС в сроки, указанные Плане занятий, оформляет их в виде файла и отправляет преподавателю на проверку. После проверки свои оценки можно увидеть в электронном журнале.

При наличии виртуальных лабораторных работ преподаватель высылает ссылку для их выполнения. Обучающийся дома самостоятельно выполняет расчеты и высылает их на проверку преподавателю на электронную почту или через вкладку электронного образовательного ресурса.

Консультации преподавателя – обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии. Преподаватель несет личную ответственность за проведение консультаций и организацию обратной связи со студентами.

Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением ДОТ могут проводиться в различных формах:

  • очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
  • дистанционные индивидуальные (по телефону, через e-mail, чат, форум);
  • дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).

Порядок самостоятельной работы студентов в офлайн режиме:

  1. Студент знакомится с содержанием учебного материала по дисциплине/модулю после проведения онлайн занятия, изучает основную и дополнительную литературу.
  2. Студент выполняет задание для текущего контроля. Задания для текущего контроля заключаются в ответах на вопросы для самоконтроля после каждого онлайн занятия и/или выполнении практических работ.
  3. Вопросы для самоконтроля приводятся, как правило, после каждой темы по дисциплине/модулю. Студент изучает учебный материал и отвечает на вопросы для самоконтроля. Если студент отвечает правильно, преподаватель ставит ему оценку.

Выполненные работы студенты отправляют через систему электронных журналов SOVA, в облако на почту, в WhatsApp или просто на почту преподавателя, там же получают комментарии преподавателя.

Примечание: работы сдаются в соответствии со сроками выполнения задания, которые устанавливает преподаватель.

  1. После изучения каждой дисциплины/модуля студент выполняет задания для промежуточной аттестации. Контроль заключается в прохождении теста и участии в форуме.

Форум также можно использовать для общения с преподавателем при возникновении затруднений или вопросов.

Примечание: порог прохождения тестирования устанавливается преподавателем.

  • Контроль успеваемости обучающихся при ДОТ может проходить в форме тестовых заданий, ответов на вопросы, решения задач, обсуждения на форуме, выполнения других видов заданий.

Организация образования, реализующая ДОТ, должна организовать контроль успеваемости обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.

Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы и электронные личные дела обучающихся.

Инструкция по созданию видеоурока

2Уважаемые коллеги!

Некоммерческое акционерное общество «Talap» представляет инструкцию по созданию видео урока, разработанную с целью установления в дистанционном обучении взаимодействияпедагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее присущие учебному процессу компоненты и реализуемое с помощью интернет-ресурсов.

Если вы записываете видеоуроки для размещения в интернете, предлагаем Вам некоторые рекомендации по форме и содержанию.

  1. Коротко расскажите о себе, назовите ФИО, кем, где и как давно преподаёте данный предмет (или дать титры).
  2. Заранее продумайте и отрепетируйте свое выступление для обеспечения последовательности подачи информации.
  3. Обратите внимание на свой внешний вид (лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа).
  4. Длительность видео уроков не должна превышать 30 минут. Чем длиннее занятие, тем сложнее удержать внимание аудитории.
  5. В ходе съемки нужно смотреть прямо в камеру.
  6. Не надо читать бумажную копию своего текста перед камерой.
  7. Старайтесь говорить свободно, искренне, эмоционально.
  8. Обращайтесь почаще к аудитории, акцентируя внимание на важности усвоения материала.
  9. Освещение: располагайте объект съемки лицом к свету (к окну, например), чтобы черты были отчетливо видны на экране. Не снимайте напротив яркого фона или окна.
  10. В тексте избегайте сложных, труднопроизносимых слов, аббревиатур, чисел. Попробуйте заменить их или сказать то же, но по-другому. Если Вы не знаете, как правильно поставить ударение, лучше исключите проблемное слово.
  11. Устраните лишний шум за кадром (шум от детей, от бытовой техники, с улицы, лай собаки и т.д.).
  12. Зафиксируйте камеру, чтобы не было колебаний.
  13. Не делайте лишних жестов! Выберите позицию, в которой Вам удобно говорить, и Вы чувствуете себя спокойно.
  14. Будьте уверены в себе и всё получится!

Видео урок (видео инструкция или скринкаст) – это запись информации с экрана компьютера, обычно сопровождаемая закадровым голосом, комментирующим происходящее. Видео уроки используются как один из способов обучения и донесения определенной информации.

 

 

Структура видео урока (продолжительность -   до 30 мин)

На экране: наименование колледжа, название дисциплины/модуля, темы занятия.

Видео урок включает проведение нескольких этапов:

  • Постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты - 3 минуты);
  • объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах Ф.И.О. педагога) - 5 минут;
  • учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания) – 10 мин;

4) рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов) – 8 минут;

5) дополнительные цифровые ресурсы по теме(на экране крупным шрифтом 1-2 ЦОР с обязательным комментарием педагога по их использованию) – 3 минуты;

6) ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами - 1 минута.

7) Обратная связь обучающихсяс педагогом может осуществляться через все возможные и доступные виды связи: мессенджеры WhatsApp, telegram, Skipe, Instagram, e-mail и др. (в титрах видео необходимо указывать контактный телефон и электронный адрес почтового ящика педагога).

Для проведения дистанционного обучения рекомендуется использование следующих технологий:

  • Streaming, Платформы: Bilimland.kz, sabak.kz, aitube.kz, youtube.com и приложения Zoom, Skype, Moodle, Opiq.kz и др. Используя данные платформы,можно организовать трансляции видеоуроков по предметам/модулям.
  • Облачные сервисы: GoogleDrive, YandexDisk, Mail.ru Disk, Dropbox и др.
  • На сайте НАО «Talap» www.kasipkor.kz будут размещены разработанные видео уроки на казахском/русском языке.
Педагогическая практика в условиях ДОТ

 

Педагогическая практика в условиях ДОТ

На формы и методы образовательного процесса непосресредственно влияет компьютеризация, развитие электронных сетей и мультимедийных средств обучения. Дистанционное обучение требует систематического взаимодействия преподавателя и обучающихся, но акцент делается на самостоятельную работу студентов и опирается на личностно- ориентированный, деятельностный подходы к дозированно излагаемому материалу.

Сценарий дистанционного занятия (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.) может быть представлен в форме технологической карты (в которой могут быть прописаны методическая структура занятия, распределение времени занятия, основные задания, требования к ответам, критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.) и зависит от типа дистанционного занятия (изучение нового материала, лабораторная или практическая работа, повторение, углубление, контроль знаний и т.д.).

 

Например, технологическая карта теоретического занятия:

Этапы занятия

Задание

Требования к заданиям

Критерии оценивания

Время, выделяемое для выполнения задания

I

Организационный

       

II

Мотивация учебной деятельности

       

III

Активизация мыслительной деятельности студентов

       

IV

Изучение нового материала.

       

V

Закрепление нового материала.

       

VI

Рефлексия

       

VII

Подведение итогов

       

VIII

Домашнее задание

       

 

Например, технологическая карта практического занятия:

 

Этапы занятия

Задание

Требования к заданиям

Критерии оценивания

Время, выделяемое для выполнения задания

I

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

       

II

Активизация мыслительной деятельности студентов

       

III

Систематизация и закрепление темы

       

IV

Практическая  работа

       

V

Рефлексия

       

VI

Подведение итогов

       

VII

Домашнее задание

       

 

Дистанционное обучение – это новая информационно-образовательная среда, в которой есть особенные навыки организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и создания учебно-методических комплексов. Преподаватель выполняет такие функции, как организаторская, информационная, коммуникативная, развивающая.

Для качественного обучения можно использовать кейс-технологии, ТВ-технологии,  асинхронные, синхронные сетевые технологии и др., предполагающие большую самостоятельность обучающихся в учебной деятельности. Для успешной учебы студентов необходимы учебные пособия, которые должны отличаться четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью. Но при применении любой технологии основу учебного процесса составляет контролируемая преподавателем самостоятельная работа.

Для повышения профессиональных навыков в области использования дистанционных образовательных технологий предлагаем рубрику «Педагогическая практика в условиях ДОТ».

 

Дополнительная литература

 

  1. Инновации в образовании: дистанционное обучение: методическое пособие / И.Б. Мылова, В.Л. Матвеев, А.И. Мочкина, Т.М. Прокофьева; под ред.: И.Б. Мыловой. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 99 с.
  2. Интерактивные технологии в дистанционном обучении. [Электронный ресурс]: Электронное учеб.-метод. пособие – А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый, И. Е. Суковатая и др. Электрон. дан. (25 Мб). – Красноярск: ИПЦ КГТУ. 2006. 1 электрон. опт. диск (CDROM).
  3. Мицель, А. А. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства / А. А. Мицель, Е. В. Молнина // Открытое образование. – 2006. – № 2. – С. 59–65.
  4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. − М.: Ритм, 2005.
  5. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
  6. Полат Е.С. Понятийный аппарат дистанционного обучения / http://sputnik.mto.ru/Docs_30/Ped.journal/Vio/cd_site/Articles/art_1_21.htm
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров. А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007.
  9. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: уч. пос. для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.


Не видите документ? Нажмите сюда


Не видите документ? Нажмите сюда

Не видите документ? Нажмите сюда
Joomla Plugins

akimkzzdravkzБаннер КВГА каз06062017173057minzdravkz